Прикоснуться к чуду
— Пока не увижу чудо — не поверю! — такой ультиматум нередко выдвигает атеист в споре с христианином. И хотя с Богом подобные штучки не проходят, чудеса в жизни иногда-таки случаются...
К таинственному событию, которое произошло в Куйбышеве (ныне Самара) в 1956 году, относились по-разному. Одни видели в нем перст Божий, другие были больше склонны верить советским агитаторам-атеистам. И хотя до наших дней дошли не только слухи, но и достоверные документы того времени, скептиков меньше не стало.
Отголоском тех событий, попыткой осмысления необычного феномена и стал новый фильм Александра Прошкина «Чудо».
Жители Самары до сих пор передают из уст в уста легенду о «каменной Зое». На новогодней вечеринке молодая активистка, комсомолка и, наконец, просто красавица Зоя Карнаухова, не дождавшись своего парня, в самый разгар веселья схватила со стены икону и пустилась с ней в пляс. Даже товарищи стали отговаривать Зою от такого кощунства. А та лишь задорно выпалила в ответ: «Если Бог есть, пусть он меня покарает!»
То, что произошло потом, кроме как чудом, назвать трудно. Девушка остолбенела и словно приросла к полу, вцепившись в икону мертвой хваткой. И простояла так 128 дней...
Ну, чем не сюжет для отечественного триллера?!. Правда, в советское время один фильм на эту тему уже сняли. «Документальную», разгромную страшилку. По заказу партии. Естественно, в том кино не было ни свидетельств очевидцев, пытавшихся силой сдвинуть девушку с места, ни сломанных иголок, с помощью которых Зое пытались ввести лекарства. Власти делали все возможное, чтобы сбить возрастающий интерес людей к этому явлению...
И вот — «Чудо», новый фильм о событиях полувековой давности, создатели которого попытались быть объективными. В нем все действующие лица, так или иначе, сталкиваются с тайной: случайные свидетели, друзья главной героини Татьяны Скрыпниковой (сценарист изменил имена прототипов), журналист Артемьев, уполномоченный по делам религии, Кондрашов, местный священник...
И на всех чудо влияет по-разному. Фельетонист Николай бросает работу в партийной газетенке, прекращает пить и возвращается к жене. Меняется жизнь и у местного пьяницы-баяниста, защитившего Татьяну от надругательства: он искренне поверил в необычайную миссию «каменной девы», за что получил исцеление. Но было много и тех, для которых чудо стало всего лишь досадным недоразумением. Они так и остались безбожниками, отказываясь верить даже в то, что видели своими глазами.
Сценарист ввел в киноповествование Никиту Хрущева, «случайно» оказавшегося в захолустном городке. Видимо, эту вольность Юрий Арабов допустил умышленно, иронизируя над вождем, уверенно заявлявшим в те годы: «Наше поколение увидит последнего верующего». В его лице автор воплотил всю бесовскую воинственность, направленную против Бога, церкви и свободомыслящих людей. Гиперболизируя, режиссер показывает, как сам Хрущев, кряхтя, безуспешно пытается вырвать икону из рук Татьяны.
Не удается освободить девушку из невидимого плена даже архиерею. Но вот к неподвижной Татьяне подходит дитя, берет икону и — новое чудо! — девушка оживает. Воистину, «если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное».
Есть в «Чуде» и еще одна, немаловажная и привлекательная сторона. В нем отсутствуют спекуляции на сверхъестественную тему. Создатели спокойно и без фанатизма рассказывают нам историю, больше похожую на детектив, чем на мистический триллер. Даже «каменная дева» появляется всего несколько раз, не позволяя зрителям увлечься.
«Больше всего я боялся, что из „Чуда“ получится религиозная картина,— говорит А. Прошкин. — Для меня важнее всего не то, было „стояние Зои“ или не было, а нравственный посыл. Мы ведь живем, не особенно задумываясь о своих поступках, оправдываясь тем, что „так живут все“. И чтобы заставить нас заглянуть внутрь себя, должно произойти нечто из ряда вон выходящее. Только тогда мы задаемся вопросом: „А может, Бог есть и надо отвечать за свои дела?“ Бог — это ведь не только любовь и всепрощение, но и страх. А из нашего лексикона исчезло такое слово, как богобоязнь, боязнь преступить. И вот для героев моего фильма таким экстраординарным событием, заставившим пересмотреть свою жизнь, становится случай с девушкой и иконой».
Что ж, наблюдая, как современный человек отвыкает думать о вещах по-настоящему важных, с режиссером трудно не согласиться. И все же хочется надеяться, что новая экранная версия необычной истории, всколыхнувшей безбожную страну в далеком 1956-м, поможет и нам по-новому взглянуть на нашу веру и то, на чем она основывается.
Сергей Грищук
«Чудо», реж. А. Прошкин, сцен. Ю. Арабов, в ролях: М. Бурова, С. Маковецкий, К. Хабенский и др. Пр-во: Россия, 2009